папка передвижка " Что должен знать ребенок идущий в школу
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ О
ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ
В школе основным источником развития выступает учебная деятельность.
Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной
сферы.
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности -
освоение позиции школьника:
умение слышать учителя - не только воспринимать то, что говорит
учитель, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника:
умение выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать
указаниям учителя.
наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями -
желание и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если
придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не
бросать его.
умение не только отвечать, но и выслушивать других - нужно заставить
себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ,
который просто срывается с языка. Важно и умение слушать то, что скажет
одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим
трудом.
!!! Фундамент для формирования и проявления позиции ученика в школе -
особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Оптимальное
взаимодействие
в
семье
обеспечивает
ребенку
баланс
между
необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и
возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и
«хочу».
После усвоения ребенком позиции школьника следующий шаг в
формировании учебной активности - волевое развитие.
Развитие воли ребенка
В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой
шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания
необходимости довести дело до конца. Настоящий рывок в волевом развитии
приходится на младший школьный возраст.
Воля - многогранное понятие. В ней выделяют два компонента:
. сознательное управление своими действиями - умение
сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с
требованиями социального окружения
В начале учебы перед ребенком встает громадная «корзина» школьных
правил, которые необходимо достаточно быстро усвоить.
Следующий этап развития воли - тренировочный: ребенку дают игровые
задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое
поведение. Главное - помочь первокласснику поверить, что он способен их
выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию
ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни.
Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующий аспект по той же
схеме - постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, т.е.
поощрение ребенка, постоянная фиксация маленьких побед.
умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной
ситуации, доводить дело до конца
Умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает
формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Обычно данный
процесс происходит непросто. Одна из причин этого - отсутствие у детей
психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать
трудности.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Начало длительного учебного процесса, а именно поход в первый класс
важное событие в жизни не только самого ребенка, но и его родителей.
Именно с данного момента начинается формирование ребенка как социальной
активной личности, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается
дружба, симпатии, и конечно же, первая любовь. Очень важно поддержать
ребенка в его начинаниях и победах, а также проанализировать вместе с ним
неудачи.
Советы родителям будущих первоклассников от психолога:
слушайте
рассказы
ребенка,
задавайте
вопросы
и
всячески
демонстрируйте
интерес к тому, как прошел его день;
демонстрируйте уважительно отношение к школе, это облегчит процесс
адаптации;
оставайтесь спокойными и уравновешенными в вопросах школьных
забот.
Таким образом, Вы подадите пример школьнику, и он не будет чувствовать
страха и тревог, сталкиваясь с непредвиденными ситуациями;
помогите ребенку найти общий язык с одноклассниками. Это поможет
ему
чувствовать себя частью коллектива, особенно, если ребенок не ходил в
детский сад.
помогите ребенку адаптироваться к новому режиму жизни. Поддержите
его, сперва придерживаясь нового режима дня вместе с ним.
хвалите ребенка за его маленькие победы, и не ругайте за неудачи.
Попробуйте вместе со школьником проанализировать почему ситуация
сложилась так, а не иначе, и как необходимо поступить в таком случае.
Взамен на свое внимание Вы получите полное доверие со стороны
ребенка. Он будет считать Вас не просто родителями, которых безумно
любит, а и друзьями, которые обязательно помогут в трудной ситуации.
Уважаемые родители, помните, что первый класс – это основная
ступенька развития Вашего ребенка в социуме. От того как с Вашей помощью
он сможет адаптироваться в новом коллективе, зависит как пройдут его
школьные годы, а это не малая часть жизни любого человека.
Придерживаясь данных рекомендации, Вы сможете построить основу для
развития Вашего ребенка как самостоятельного человека.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер.
КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ:
Готовность ребенка определяется его физическим и психическим
развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут
урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если
ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе
здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую
программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает
нагрузку, становится не работоспособным.
2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника».
Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую
позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической
сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции
школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила,
оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
3. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать.
Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него
повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания,
преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за
ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать
нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные
отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все
психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь,
моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.